Привет, привет.
Ты еще здесь, у тебя еще не пропала тяга к творчеству, не надоело портить бумагу, хочется изучить теорию и понять, почему у тебя получается не так, как вон у той девочки? Ты по-прежнему устроилась за своим компьютером, налила чашку чая/кофе/какао и требуешь продолжения? Ок, я готова, поехали.
Наблюдение: я заметила, что в нашем менталитете есть такая традиция не читать инструкции к чему бы то не было! Но мы пойдем другим путем, и это только ради того, чтобы работа доставила тебе эстетическое удовольствие.
Скрапбукинг – это не только свободное творчество, и если ты готова изучить несколько простых правил, вперед. Вообще ты сама в праве называть скрапбукингом все что хочешь, есть на худой конец свободный стиль, но я все же расскажу немного.
Скачать крупнее:
Начнем с композиции в скрапбукинге.
Если у человека есть врожденное чувство прекрасного, гармоничного – это отлично. Но мне, как человеку творческому, но еще и технического склада ума нужна теория: почему, что и как.
Зачем?
Вот если не идет работа, или где-то накосячила, зная правила композиции, сочетание цветов, легко понять где косяк и как его можно исправить.
Видео в помощь, для тех кто не любит читать, но сразу говорю, в статье гораздо больше информации:
http://www.youtube.com/watch?v=H3eNStE_amU
Начнем с термина композиции.
КОМПОЗИЦИЯ - это расположение на страничке элементов (фото, украшательств, надписей) гармонично, чтобы не хотелось что-то добавить или убрать, так сказать законченность.
Какие бы шикарные и красивущие материалы у тебя не были, если налепить их как попало, получится ерунда с точки зрения скрапа как творчества! Поэтому ты должна знать хотя бы базовые правила, их не много, но результат будет стоить потраченного времени на их изучение.
Красивая скрап страничка = композиция + цветосочетание + идея + вдохновение, это формула интересной и красивой работы, наполненной еще и смыслом.
На страничке всегда должен быть композиционный центр, обычно это фото, главный элемент работы, на котором будет сфокусировано внимание. На открытке центром могут стать цветки или картинка. Этот самый центр нужно выделять, подчеркивать.
Не путать с геометрическим центром. Геометрический центр - это пересечение двух диагоналей на плоскости.
Некоторые способы выделения композиционного цента:
- выделение цветом, отличным от фонового цвета странички или вспомогательных элементов,
- выделение формой,
- центр по размеру обычно больше остальных элементов,
- около главного элемента можно расположить большинство вспомогательных украшений, таким образом выделив его.
На открытке: композиционный центр с бабочкой дополнен цветами, кружевом (дополнительными элементами и отличается по цвету от фона.
А теперь перечислю элементарные правила, которые помогут сделать вашу работу красивой и гармоничной.
1. Равновесие и устойчивость
Самое главное, что тебе нужно понять, это то, что на страничке есть главная точка, которая должна привлекать внимание (на страничке это фотография). Остальные точки (элементы, украшения) должны выделять, поддерживать главную точку, но не в коем случае не заглушать ее.
Каждый элемент на страничке имеет вес, который определяется формой, цветом, размером, положением. Представь детскую качелю, если вес качающихся одинаковый и они расположены на равных расстояниях друг от друга, то образуется равновесия:
Если к ним присоединится кто-то, то равновесие нарушится
но его можно восстановить, передвинув зверюх ближе к центру:
Или добавь противовес:
Несколько слов про цвет: например черный тяжелее белого, холодные тяжелее теплых. Поэтому можно уравновешивать более мелкими деталями, но более тяжелого цвета. Хотя если композиция будет строится по одной из линий по правилу третей (см.ниже), то не факт, что все это нужно уравновешивать с другой стороны, так как все будет держаться за счет вертикальности (условного прямоугольника - устойчивой фигуры). Короче запутались наверно вообще!
Глубокий вдох! Не забудь выдохнуть!
На открытке центр композиции сдвинут влево, но за счет более длинной полосы скотча (плюс кусочек справа вверху) и того что, его как бы держит фонарь (есть вертикальная составляющая), она устойчива.
Самые устойчивые формы - прямоугольник и треугольник, неустойчивые: перевёрнутый треугольник и круг, их всегда хочется “закрепить”.
Теперь о равновесии.
Тебе не должно казаться, что все прилепленное может рухнуть и так же не должно возникать желания передвинуть элементы.
Простой пример - заваленный горизонт (не горизонтальный, а под наклоном), который хочется подпереть палочкой.
Конечно, это не значит, что криво клеить вообще нельзя, это должно быть оправдано и уравновешенно, например наклоном вспомогательных элементов в другую сторону.
Пример заваленного горизонта:
По типом композиция бывает симметричная и ассиметричная.
Ну я думаю тебе понятно, что такое симметрия.
Есть такой вариант симметрии, как центральная (но в природе идеальной симметрии не встретишь, даже лицо человека, правая часть не идеальна схожа с левой), например фото расположено по середине страницы, это придает композиции статичность.
Где можно применить такой вариант: допустим на фото какой-то хаос, все бегут, смотрят в разные стороны, совершают несогласованные действия, то поместив фото в цент листа, это придаст композиции статичность, успокоит беспредел.
Симметричное расположения (это устойчивый вариант композиции)
Пример асимметрии, неустойчивого расположения, когда кажется, что все не на своих местах, изображение причиняет дискомфорт:
Но чтобы достичь равновесия, композиция не обязательно должна быть симметричной,
на рисунке равновесие достигается элементом справа. Это пример вполне устойчивой ассиметричной композиции, которая уже выглядит более динамично. Есть какая-то главная точка (место фото), а остальные точки, т.е. вспомогательные элементы, поддерживают ее по расположению – горизонтально. Так же уравновешивается и вертикальность.
На страничке большое фото (ближе к центру расположено) уравновешивает пленка с цветком, расположенные дальше о центра.
Вообще строгая симметрия по горизонтали и вертикали скучно, динамику может придать расположение
по диагонали и игра с размером элементов, это называется ритмом.
Вообще использовать ритм выгодно, это придает картинке динамику, живость.
Есть еще один секретик, которым многие пользуются: расположение фотографии в направлении движения или взгляда.
Если человек на фото смотрит или идет влево, то логично фото расположить в правой стороне листа, чтоб было куда "идти-смотреть".
2. Единство.
Принцип единства заключается в том, что вся страничка должна смотреться как единое целое.
А элементы должны быть размещены группами, а не разбросаны по листу как попало, или с целью занять все пустое пространство.
Самая распространенная ошибка, обращаю твое внимание, это желание заполнить всю страничку, не оставив и живого места.
На рисунке я хотела показать группировку элементов с основным и маленький прямоугольник в верхнем левом углу как бы все уравновешивает.
Так же не нужно забывать о цветовой гармонии,
не нужно лепить пестрые элементы если цвет странички в пастельных тонах.
Пример:
Единство могут нарушить не только яркие пятна не к месту,
но и элементы, не подходящие по стилю работы.
Обрати на этот пункт тоже особое внимание!
Про цвета мы поговорим позже, но я все равно обращаю твое внимание: если работа выполнена в пастельных тонах, то яркий цветок/декор будут не к месту, или если он цвета, которого нет вообще на страничке!
Возникает резонные вопрос, и как же это все собрать в единство?
Да по-красивше?
- Воспользоваться готовым скетчем, где уже выделены места для главного элемента - фотографии, места для декора, и даже некоторые цветные бывают.
- Воспользоваться некоторыми приемами, о которых я расскажу дальше.
Правило третей.
В упрощенном варианте страничка делиться на 3 части по горизонтали и вертикали. В точках соприкосновения этих линий и должен быть значимый элемент, или композиция должна быть расположена вдоль одной из этих линий и занимать 1/3 листа.
Правило треугольника.
Берешь 3 точки на страничке в виде треугольника, и располагаешь элементы в этих точках. В одной точке главный элемент, а в двух других второстепенные.
А какая это будет композиция, статичная или динамичная, будет зависеть от формы и положения этого треугольника на странице.
Пример устойчивых форм: самые устойчивые формы - прямоугольник и треугольник, неустойчивые: перевёрнутый треугольник и круг, их всегда хочется “закрепить”.
Треугольник (воображаемый) можно делать и вокруг фото, или другого главного элемента. Опять же, две точки нужно размещать под фото, чтобы придать главному элементу устойчивость.
Диагональ или наклон.
Когда фото и элементы расположены по диагонали, то это еще означает несколько моментов: восходящая диагональ означает рост, жизнерадостность, развитие, нисходящая – упадок или спокойствие.
3.Соподчинение.
Слово-то какое страшное. Это то, о чем я уже говорила тебе в начале, но я повторюсь!
На страничке есть главный элемент, в нашем случае фотография
и второстепенные: какие-то надписи, заголовки, второстепенные фото, кстати наверно и фон тоже;
и украшалки: бабочки, цветочки, ленточки, пуговки.
Второстепенные элементы должны подчеркивать главный, а не в коем случае не заглушать его, не конфликтовать.
Некоторые выводы:
Композиция делает страничку или статичной (спокойной) или динамичной (живой, энергичной).
Поэтому возникает резонно вопрос, что сделать, если я хочу сделать свою работу спокойной или наоборот взрывной, энергичной.
Статичная композиция несет покой, гармонию, уравновешенность, или даже какую-то скуку. Для такой композиции характерна симметричность, то есть все элементы расположены зеркально, или главный элемент (фото, картинка) находится в центре.
Динамическая композиция передает настроение, эмоции. В такой композиции в основном используется диагональные направления. В ней, в отличие от статичной, нужно добиваться равновесия, иначе нарушится целостность.
Имеет место контраст форм, цвета, текстуры.
Динамику композиции добавляет ритм, он оживляет ее. Ритм - это повторение форм, цвета.
Например, ритм создат повторяющиеся стрелки, круги, волнистая линия (на фото выше ритм представляют сердечки и бабочки).
Эффект движения можно получить, расположив фото, освободив место перед ним или за ним.
Про композицию все, этого достаточно, надо уложить все в голове теперь.
Все в тех же страничках, которые ты выбрала для себя, разберись, какие правила композиции использовались.
Цветовая схема
Немного отдохнула, и дальше за дело.
Затронуть мне хочется не только цветовые схемы, но и другие хитрости, как можно подобрать цвета для своей скрап странички.
Цветовой круг, состоит из цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
Ну наверно не новость, что цвета бывают теплые и холодные. В одной работе можно смело использовать либо те, либо другие.
Если ты используешь яркие цвет, то их очень хорошо разбавить нейтральными: белый, серый, тогда они не будут между собой спорить.
Если ты используешь пастельные тона, то они все неплохо друг с другом сочетаются, но при условии, что они одной тональности, нет ярких вкраплений. То же самое и с темными цветами.
Если ты используешь нейтральные цвета, то их смело можно брать за основу, они помогают связать остальные цвета.
Так же есть много цветовых схем, есть программы, которые помогают их составить. Основные схемы: монохроматическая, аналогичные цвета и т.д.
Дальше хотелось бы разобраться, как выбирать цвет странички и элементов. Есть несколько вариантов подбора цвета:
- подбор под цвет фото, на страничке ниже я подбирала фона цвет под волосы и общий оттенок фото, а украшения под кофточку, чтобы выделить Вейку.
- из области психологии, работа должна содержать какой-то замысел, передавать идею, а каждый цвет что-то да значит. Одни цвета ассоциируются с праздником, другие со спокойствием, тритии со свежестью, четвертые с теплом и т.д.
На фото пестрая эмоциональная страничка (с добавлением ритма из звездочек и диагональных диний):
- можно выбрать цветовую схему из цветового круга, по палитре, сочетания цветов указаны на первой картинке: основные, вторичные, дополнительные..
- делать из того, что есть, используя нейтральные цвета: белый, серый, бежевый.
Выбор фоновой бумаги
Фон должен сочетаться с элементом, который хотелось бы выделить, в нашем случае с фотографией. Цвет не обязательно будет совпадать, тут еще нужно учитывать идею:
Некоторые примеры:
Бумагу выбирала активную, шеврон как-бы создает движение, спорт, футбол!
С черно-белыми фото или сепией можно вообще творить что угодно:
Другой вариант, в зависимости от события:
- день рождения - яркие цвета,
- новый год - белый, красный, зеленый,
- свадьба - пастельные тона.
В зависимости от того, кому предназначен альбом: маме, папе, подростку, новорожденному(ой).
В зависимости от стиля:
- шебби - это пастельные нежные тона,
- винтаж - ложносостаренная бумага,
- американский - яркие насыщенные цвета,
- чисто и просто - преобладание белого.
Фон выбран, теперь подбираем дополнительные цвета, тут можно воспользоваться либо цветовой схемой, или использовать цвета с фоновой странице (если она не однотонная!), или опять же отталкиваться от фотоснимка.
На фото странички розовым я выделила кофту Вейка (краской и цветком), и цвет розовый не потому что она девочка, а так вышло! Видишь, можно обыграть как угодно, главное оправданно! Черный для юбочки и беж повторяет фон фотографии. Вот так, никакой цветовой круг не нужен так как идет сочетание нейтральных цветов и розового.
Очень просто проблему подбора бумаги решают наборы бумаги, или бумага из одной коллекции, где опытные дизайнеры уже все подобрали за нас.
Еще пару слов о фоновом рисунке и дополнительном:
Знаете, есть в скрапе такая бумага, обзываемая двусторонняя. Так вот, там одна сторона как бы фоновая, а вторая более "рисунчатая", так вот примерно таким образом бумага и должна чередоваться в твоей работе: без насыщенного рисунка фоновая (или совсем однотонная), и рисунчатая, чтоб одна другую не заглушали.
Еще есть материал а том, какие цвета легкие - тяжелые, ну это понятно, легкие теплые тона и прочее.
Разбери страничку, определи как и почему были выбраны именно эти цвета, пропорции цветов на странички, что означает цвет, как он помогает раскрыть идею.
На этом все, через неделю напишу статью, где мы будем разбираться с альбомоделаньем.
А теперь о том, как я справилась с этими заданиями.
Про композицию все просто, я практически всегда пользуюсь правилом третей или правилом треугольника (в случае миника, когда главный элемент растянут на всю страницу, это правило действует вокруг него), а цвета выбираю исходя из оттенком, предложенных производителем, стараюсь чередовать активный и фоновые рисунки, слишком много новых не добавляю, чтобы не пестрило. Так же чередую цвета, чередование слоев с разными, чтобы не терялись на фоне друг друга.
Привычка – Отдыхать и праздновать
Человеческие ресурсы не безграничны, вы можете работать неделю, две, месяц. Но ваша общая эффективность будет снижаться. И рано или поздно вы просто свалитесь с ног.
Слопаем тортик )